Задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Для осуществления данных задач, сегодня происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, подходы, педагогический менталитет. Прогрессивные педагогические технологии предлагают продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных условиях и для учащихся, и для учителя.
Задача учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, к перенесению знаний в жизненные ситуации. Без хорошо продуманных технологий обучения трудно организовать успешный образовательный процесс.
В изучении родных языков особое значение имеет выработка первичных умений и навыков устной речи, чтения и письма, включение обучающихся в диалог культур разных национальностей, знакомство с их многообразием.
Я думаю, сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Каким должен быть современный урок родного языка?», «Что придает современность уроку?», « Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?», «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом?». Каждый учитель желает, чтобы на его урок дети шли с желанием, зная, что на уроке будет интересно. Современный урок должен дать ребенку не только радость открытий, но еще и приносить пользу.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
-развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
В своей работе на уроках татарского языка и литературы я использую приемы технологии развития критического мышления. Основой этой технологии является трехступенчатая базовая модель. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации. Первая фаза – вызова – ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, осознание недостаточности знаний, которые уже имеются. Вторая фаза – осмысления – активное получение информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями, систематизация процесса познания и собственного понимания. Третья фаза – рефлексия – это получение, осмысление, обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы стадии вызова: «Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Лови ошибку», «Проблемный вопрос».и др.
Например, при изучении темы «Глагол» можно применить прием «Верные и неверные утверждения». После каждого утверждения ребята должны поставить знаки «+» или «-» на таблицах, которые лежат на столе. Утверждения могут быть такими:
- глаголы в предложении могут быть только сказуемыми;
- глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- в своей речи мы очень редко используем глаголы и т.д.
В стадии осмысления можно применить следующие приемы: «Чтение с остановками», инсерт (можно удачно применить и на стадии вызова), кластеры, «Взаимоопрос», «Толстые и тонкие вопросы», «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.
Например, кластеры (иногда его называют еще «наглядным мозговым штурмом») я использую на уроках в 5-9 классах. Для этого посередине чистого листа или классной доски пишу ключевое слово, вокруг этого слова пишу слова и предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи у ключевого слова появляются «спутники», а у этих «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи. Ребята охотно составляют кластеры по изученной теме, смотрят и оценивают работы у своих товарищей, исправляют ошибки по ходу урока. Используя этот прием, я даю учащимся возможность лучше понять себя и то, что они не поняли. Увидев свои успехи, он заинтересовывается в познании нового.
Поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Можно применять при изучении биографии писателей. Здесь надо фиксировать знания, которые учащиеся получили из дополнительных источников информации (другие учебные предметы, книги, фильмы, Интернет).
«Взаимоопрос» - один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» можно использовать для организации взаимоопроса, для начала беседы по изучаемой теме, также для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. (Приложение 1)
Рефлексия может проводиться на всех этапах урока, выполняя на разных этапах разные функции. Она может быть как в устной, так и в письменной форме. Для рефлексии применяю следующие приемы: «Эссе», синквейн, создание рассказов и т.д.
Несмотря на то, что прием «Синквейн» для нас уже привычен, он не теряет своей актуальности для меня и для моих учеников. Обычно, одинаковых синквейнов не бывает, у каждого свое мнение, и синквейны тоже получаются разные.
Эссе тоже применяю в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Ребята могут написать то, что они узнали по новой теме или задать один вопрос, на который они не получили ответа. Для учителя это – возможность получить обратную связь.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учащихся к предмету. Существует множество видов нестандартных уроков:
- Урок - киностудия
- Литературный вернисаж
- Урок - суд
- Урок - путешествие
- Урок - ринг
- Урок - размышление
- Урок - лабиринт
- Урок - конференция
- Урок - лекция
-Урок - пресс-конференция
- Урок – игра
- Урок – консультация
- Урок – диспут
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, потому что, попадая в необычную ситуацию, ребенок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
При всем многообразии нетрадиционные уроков, использовать их часто не следует. Лучше использовать нестандартные, творческие элементы отдельного традиционного урока.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания. Они должны помочь избегать однообразия, активизировать мышление, заставлять учащихся обобщать, систематизировать материал по теме. Примерами могут служить такие типы домашних заданий:
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных предложений;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету;
- составление тестов по теме и т.п.
Делая такие домашние задания, ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли учителя.
Какие бы технологии не применялись на уроках, учитель должен не только давать знания, но еще и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. На современном уроке используется не одна, а несколько педагогических технологий, потому что отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс. Но каждый педагог должен решить для себя, какие педагогические технологии для него являются основополагающими.
(Гималтдинова Д.М)