Учитель – ключевая
фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования
и воспитания. В жизни каждого из нас определённую значимую, а порою решающую
роль играет роль учителя. У
человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он
становился тем, кто есть сегодня. Как же
сделать так,чтобы после окончания школы наши обучающиеся,ушли «без неприятного
осадка»,вспоминали нас учителей,школу с уважением и, чтобы все,чему мы учили
было только на пользу,помогло бы им
выбрать их жизненный путь, ставить высокие цели и видеть свой сценарий жизни. Для этого давайте ответим на вопрос:
Какими же качествами должен
обладать современный учитель для успешного осуществления педагогической
деятельности? Совсем недавно в больших
городах был проведён опрос среди всех
старшеклассников. Им задали всего лишь 2
вопроса:
1.Какие качества больше
всего они ценят в учителях? На 1-м месте - профессионализм, талант
учителя, на 2м-чувство юмора, дальше умение
донести информацию и уважение к
ученикам.
И 2-й вопрос был: Какие
качества они не ценят, им не нравятся в учителях? Высокомерие, на 2-м-равнодушие,
безразличие и 3м-без эмоциональность.
Уважаемые коллеги, думаю, что стоит задуматься и постараться
выработать в себе те качества, которые ценят наши обучающиеся: профессионализм, ч/ю,
уважение к обучающимся, умение доносить информацию.
Меняются эпохи, растут требования к выпускникам, но роль учителя должна
оставаться неизменной, также как и его влияние на формирование личности
учащегося. Но в наше время заслужить авторитет учеников стало гораздо сложнее.
Учитель больше не является единственным источником знаний. В руках наших детей
есть мощнейший девайс, который знает всё, стоит лишь «загуглить». Так можем ли мы, учителя, говорить так, чтобы
наши ученики нас слышали и воспринимали? Готовы ли мы учиться у них?
Развиваться вместе с ними?И работать с ними в Сотрудничестве? Как говорит,
Министр Образования Чувашии, « Идти вместе, рядом с учениками».
Современное поколение
невозможно мотивировать страхом: они не боятся ни двоек, ни записей в
дневниках, и зачастую у них отсутствует дальняя мотивация, при этом им очень
важно понимать «ЗАЧЕМ» они выполняют то или иное упражнение или что-то изучают.
И если наши обучающиеся будут знать, «ЗАЧЕМ»
они учат то или иное, результаты в обучении будут положительные. Невольно приходишь
к выводу, что им нужно показывать возможности, создавать реальные ситуации, в
которых ребята могут применить полученные знания, вывести их на осознанное
обучение.
Нельзя не согласиться со словами Б.В. Беляева «Без хорошего метода не
может быть хорошего учителя». У каждого
учителя должна быть своя целостная, выработанная система работы, которая дает результат и
которая направлена на пользу.
Для меня каждый ученик
– это, в первую очередь, личность, в которой есть что-то уникальное. Чтобы
заинтересовать наших учеников, мы должны постоянно интересоваться тем, что для
них интересно, чем они живут, т.е. быть с ними на одной волне, понимать их. И в рамках одного урока кто-то сделает полшага
в изучении предмета, кто-то целый шаг, а
кто-то два шага, и для каждого это будет его успехом, с его способностями, потому
что шаги сделаны. И так постепенно на каждом уроке. ( Что и соответствует ФГОС.
Ученик научится - это образовательный минимум. Ученик получит возможность
научиться –это образовательный оптимум. А оптимум у всех разный, по
способностям.)
У современного мира свои запросы к выпускнику школы, к будущему
специалисту в той или иной сфере
деятельности. Какие же эти запросы. Это 4 К или softskills, Минобр.РФ, С.С.Кравцов отметил, что с 2021 года
начнут оценивать гибкие компетенции у российских школьников.: Что же в себя
включают гибкие компетенции: Умение вести дискуссию, коммуникация, умение
работать в команде, сотрудничество, умение критически мыслить и креативность,
творчество. На уроках и внеклассных мероприятих нужно стараться, чтобы у
наших обучающихся развивались именно эти качества, чтобы по окончании школы они и в дальнейшем развивались
конкурентоспособными, стрессоустойчивыми, умеющие вести диалог,
держаться на публике, управлять своим временем, принимать самостоятельные
решения личностями.
Мне лично развивать
такие качества помогают исследовательские работы, уроки-проекты, уроки-дебаты, групповые
проекты, storytelling.
Такую работу нужно начинать уже с начальной школы.
Перед современной школой стоит
важнейшая задача - готовить
активных, самостоятельных, гибких, конкурентоспособных, порядочных и настоящих граждан нашей страны.
И здесь очень важным моментом
является то, что мы, сообщества учителей,должны постоянно поддерживать связь
между собой, друг другу помогать, обмениваться опытом, радоваться успехам
коллег, развиваться вместе,делиться опытом. И ни в коем случае не подлавливать и критиковать друг друга.
Учителю всегда
нужна внутренняя смелость. Вера в то,
что невозможное возможно, как, например, говорить детям о взлётах и не взлетать самому. Нужно, чтобы наши
обучающиеся верили в то, что они могут стать одним их лучших, в той области, которую они в будущем хотят
выбрать. Лучшим учителем, доктором,
менеджером, плиточником, строителем, политиком, создателем шедевр- все это они
могут, только нужно поверить в свои силы и
уметь давать внутренние установки себе. Ну, а мы, учителя, должны помочь
им поверить.
Как гласит мудрость «дорогу осилит идущий».Нужно постоянно учиться, развиваться, повышать свой профессиональный уровень, быть примером для наших учеников и, конечно же, быть достойным своей профессии. интересной для своих обучающихся. Порою в жизни намного главнее мотивация, поддержка, доброе слово, улыбка и простое человеческое общение.
Автор: учитель английского языка МАОУ "Токаевская СОШ" Хабибуллина Альмира Семигулловна